"ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА"

Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Ни для кого ни секрет, что физическое воспитание в дошкольном учреждении  является важным звеном в воспитании детей. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Физические упражнения способствуют  развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания,  пространственных и временных представлений. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъёма от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Здоровьесберегающие технологии

Уважаемые читатели! Предлагаю вам серию статей, посвященных здоровьесберегающим технологиям. Это технологии, основной целью которых является обеспечение высокого уровня здоровья дошкольника. В тоже время здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Комплексы упражнений для глаз


Комплекс № 1     

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражне¬ния, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Комплекс № 2

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 – 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – право. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – -5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет
1 – 6. Повторить 3 – 4 раза.

Комплекс № 3

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет
1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет
1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

Комплекс № 4

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз,
1. Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
2. Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза.
3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты

Комплекс № 5

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз,
1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.
2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3-4 раза в каждую сторону

  В следующей статье вы можете познакомиться с новыми комплексами:

1. Комплекс упражнений на дыхание.
2. Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия.
3. Комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки.


Комплексы упражнений на дыхание

Упражнения для дыхания  полезны не только для профилактики простудных заболеваний, они также обучают ребенка правильному дыханию. Недаром, элементы дыхательной гимнастики я обязательно включаю в комплекс упражнений на занятиях физкультурой.
Уважаемые родители, предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, на прогулке.


Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки  ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох —  ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку.  Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох»,  голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох»,  голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

В следующей статье вы можете познакомиться с комплексом упражнений по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.

 Физическая культура во второй младшей группе
 (группа "Звездочки")









Комплексы упражнений по профилактике плоскостопия


КОМПЛЕКС № 1 «КОТЯТА»

1. «Котята идут мимо спящего пса»
И.п. стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках.
Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир - большую игрушечную собаку. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг Другу – «Тише!»

2. «Котята греют на солнышке лапки»
И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть вперед правую стопу
2-и.п.
3-4 - то же левой

3. «Лапки замерзли»
И.п. - то же
Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот.

4. «Лапки танцуют»
И.п.- то же
1 - носки в стороны, пятки вместе
2-и.п.
3 - пятки в стороны, носки вместе
4 - и.п.

5. «Котята показывают ноготочки»
И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади
1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы (^показали коготочки")
2 и.п. ("спрятали ноготочки9^ 3-4-то же левой

КОМПЛЕКС № 2 «УТЯТА

1. «Утята шагают к реке»
И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку»
И.п. то же
1-2 - поднимая внутренние своды оперетьсяна наружные края стоп
3-4 - и.п.

3. «Утята встретили на тропинке гусеницу»
И.п. - то же
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. «Утка крякает»
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
("клюв открылся"), произнести "кря-кря"
3-4 - и.п.

5. «Утята учатся плавать»
 И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть правую стопу вперед
2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

КОМПЛЕКС № 3 «ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»

1. «Танцующий верблюд»
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу.
Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

2. «Забавный медвежонок»
И. п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс.
 Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во­внутрь ( "по-медвежьи ").

3. "Смеющийся сурок"
И.п. - стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться 3-4 - и.п.

4. «Тигренок потягивается»
И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди
1-2 - выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках
3-4 - и.п.

5. «Обезьянки-непоседы»
И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно
1-2-встать
3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп
5-6 - сесть
7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки
Примечание: автором методики является Н.В. Акулина (1993)

Узнать больше о стопе, профилактике плоскостопия, лечебной гимнастике при плоскостопии вы можете узнать, пройдя по ссылке Медицинский портал.

В следующей статье, читайте о комплексе по профилактике нарушений осанки у детей.
Совместный досуг с родителями
(подготовительная к школе группа)
 

Комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки

Ниже представлен примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 4-7 летнего возраста.
Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.
               
"Журавлик".
Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
             
"Вырастаем большими".
Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый".
Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!". Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.
Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение.
Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой. 

Упражнения в положении "стоя"
                 
"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квакв", вернуться в И. П. (4-6раз). В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч. "Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8раз). Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удер-живаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8раз). Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8раз). При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к ков-рику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. 


Упражнения в положении "лежа на животе"
               
"Воробышек". Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8раз). Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.



Комплекс игр и упражнений для развития моторики руки

Пальчиковые игры - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. 
Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста.      «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста: 
От 1 года до 2х лет. 
Дети хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

В 3 года. 
Малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

В 4 года.
Дошкольники могут играть в пальчиковые игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. 

В 5 лет и старше.
Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Картотеку игр и упражнения вы сможете посмотреть пройдя по этой ссылке "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Спортивный праздник
(подготовительная к школе группа)