Журнал "РАДУГА" выпуск II

Самое интересное о приоритетных направлениях деятельности педагогов нашего детского сада, а так же всё или почти всё о проблемах детей дошкольного возраста с точки зрения педагогики и психологии                                
рубрика:  "Работа с родителями"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 
автор: Л.А.Миронова заведующий МДОУ ЦРР ДС № 165

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому наше ДОУ в течение ряда лет ведет активную работу по созданию единого пространства развития ребенка в детском саду и в семье – первой школе воспитания растущего человека.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии взаимодействия ДОУ и семьи. Формирование активной жизненной позиции родителей является актуальной задачей педагогов ДОУ.
    В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
   Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
  Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Педагогический коллектив к работе с семьей относится как к стратегическому направлению деятельности, в начале 2010-2011 учебного года нами была поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить ряд задач:
1.Создание условий для открытости дошкольного учреждения.
2. Выбор форм и методов взаимодействия с родителями.
Основными принципами в работе с семьями воспитанников явились:
1.Открытость детского сада для семьи.
2.Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
3.Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию  личности в семье и детском коллективе.
В ДОУ четко определены функции работы образовательного учреждения с семьей:
1.Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
2.Психолого-педагогическое просвещение.
3.Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.
4.Помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности.
5.Взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет ДОУ.
Технология взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из нескольких составляющих:
1.Просветительская работа (родительские собрания, семинары, открытые просмотры занятий).
2.Индивидуальная работа (консультирование).
3.Наглядная информация (родительские уголки, блог, методический и иллюстрированный журналы «Радуга»).
4.Взаимодействие педагогов, родителей, детей в различных видах деятельности.
Содержание работы педагогов с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей. Родители должны быть уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. Педагоги поддерживают контакт с семьей, знают особенности, привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Такой подход к работе с семьями воспитанников значительно позволяет активизировать участие родителей в жизни детского сада. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным, взяв на себя ответственность за воспитание.
Содержание работы с родителями организуется через разнообразные формы общения: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
Таким образом, в нашем учреждении созданы все условия для реализации единых задач воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.


       Праздник самодельной книги       

автор: М.Д.Быстрова музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
На современном этапе взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй является одной из сложных сторон деятельности педагогов. Нередко педагоги испытывают трудности в организации общения с родителями, которое должно быть направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Хочется поделиться одной интересной формой общения с родителями в нашем дошкольном учреждении – это праздник самодельной книги.
Этот праздник включает в себя: досуговые формы организации общения, которые призваны устанавливать тёплые отношения между педагогами и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми; и познавательные формы организации общения, где родители с увлечением передают свои знания и опыт, через которые дети получают возможность разобраться в той или иной информации.
Сама по себе идея самодельной книги не нова. На протяжении многих лет творческие педагоги «издавали» такие книги, которые точно отвечали поставленным задачам в развитии ребёнка. В газете «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября» даже был проведён конкурс на лучшую самодельную книгу в разных номинациях.
Нашему коллективу понравилась эта идея. Поэтому и взялись педагоги, родители нашего детского сада за это дело своими руками!
Зато продукт – адресный и точно отвечающий поставленным задачам. Не остались в стороне и дети. Чтобы самодельная книга, не стала удовлетворением «детских» забав взрослых, представление самодельной книги решили превратить … в праздник! Где главными героями становятся дети.
Они превращаются в сказочных героев, разыгрывают сценки, что-то изобретают, удивляются фокусам, читают стихи, отгадывают загадки и, конечно же, поют и танцуют.
Родители не только проявляют фантазию и мастерство в изготовлении страничек книги, они читают стихи, поют, играют на музыкальных инструментах, перевоплощаются в героев различных историй, рассказывают познавательную информацию.
Педагогическая задача наших самодельных книг такова – она должна быть полезна для всех: детей, родителей, педагогов.
Самодельную книгу можно взять в руки, где каждая страница таит свой секрет - это и стихи, загадки, музыкально-дидактические игры, игры для развития мелкой моторики, кроссворды, и многое, многое другое.
После праздника самодельная книга находит достойное место в группе, обогащая развивающую среду.
Конечно, это очень трудная, кропотливая работа со стороны всех, кто принимает участие в создании самодельной книги - праздника, который представляет данное творение. Но, именно, проживая создание этого творческого продукта, каждая сторона креативного процесса, чувствует себя участником чего-то такого, что принадлежит к области умного, прекрасного и значительного в нашей жизни.


                       Покажите мне сказку                   
автор: Г.А.Батыева воспитатель высшей квалификационной категории

«Детство - это особый период в жизни человека». Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, приходишь к выводу, что для развития связной речи необходимо применять не только различные дидактические игры и занятия, но и театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность помогает созданию эмоционально-благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении, при котором раскрываются даже самые необщительные и скованные дети. Поэтому это - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В нашей группе театрализованная деятельность началась с обыгрывания потешек, которые используются во время режимных моментов («Водичка, водичка…», «Ладушки, ладушки…», «Сорока-белобока…», и др.). Произносишь слова, а малыш водит пальчиком по ладошке или загибает пальчики. Дети охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Действия их подражательны, всегда одноплановы, но чрезвычайно внутренне насыщены, и поэтому несут в себе большой положительный эмоциональный и душевный заряд.

В течение года малыши познакомились с пятью русскими народными сказками. Для обеспечивания их активностью во время слушания сказок предлагаю выполнить имитационные движения (какая большая была репка; как ее тянут), использую разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяется показом картинок на фланелеграфе и пр.), побуждаю к инсценированию или драматизации фрагмента из сказки. Дети уже сами, при моем рассказывании, водят куклами или игрушками. Сейчас они понемногу вступают в диалог, возлагая на себя ту или иную роль. Вот и начинается настоящий театр.
А какие же бывают виды детского театра?
Театр может быть плоскостным для показа на фланелеграфе.
Если эти вырезанные фигурки подставить под луч фильмоскопа, то театр уже будет теневым.
А если сделать для них подставки и разыгрывать действия на столе, то театр будет настольным.
Театр может быть пальчиковым, если на каждый палец надеть чехольчик-куклу из обрезанных перчаток. Кукол можно сделать из бумажных пакетов, рукавиц, пустых пузырьков из-под шампуня, подушек-помятушек, ложек, и др.
____________________________________________
Ох, как интересно смотреть сказки, показанные разными куклами!  А еще интереснее попробовать деткам самим поиграть!
______________________________________________
Обсудив с родителями детей о влиянии театрализованной деятельности на развитие связной, грамотной, богатой по содержанию речи малышей, мы решили организовать театр в нашей группе.
Большое спасибо родителям за творчество и изготовление разных видов детских театров.
Дети - прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театральной деятельности, которая активизирует речевое развитие, делает жизнь наших воспитанников интересней и содержательней, наполняет её яркими впечатлениями.


рубрика: "Вопросы психологии"
  
    Подготовка к школе. Пора ли в школу?   
автор: О.Н.Лещенко педагог-психолог высшей квалификационной категории

Пожалуй, наиболее сложным и «уязвимым» является переходный период от дошкольного к школьному детству. Рассматривая проблему подготовки детей к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школе и школьному обучению. Мы приглашаем родителей принять участие в разговоре о тех трудностях, которые могут возникнуть у детей при поступлении в школу. Как их избежать? В каком возрасте ребенку лучше идти в школу? Верно ли: чем старше ребенок, тем меньше у него будет трудностей в школе?
К сожалению, однозначно ответить на эти вопросы невозможно. Специалисты разного профиля предлагают немало критериев определения готовности к школе, или «школьной зрелости». Одни ученые и специалисты считают возможным и достаточным достижение определенной степени биологической зрелости, устанавливаемой по смене молочных зубов. По документам ребенку может быть 7 лет, но «паспортный возраст» не всегда свидетельствует о психологической зрелости и готовности организма к сложному комплексу учебных и неучебных нагрузок. Другие выявляют в качестве ведущего фактора умственное развитие. Третьи считают определяющим уровень психического и, прежде всего, личностного развития.
Именно поэтому во многих странах за год до школы, непосредственно перед школой и через четыре - шесть недель после начала обучения проводятся комплексные обследования детей, определяются факторы риска, прогнозируются школьные трудности. Такие обследования позволяют не просто определить, готовность ребенка к школьному обучению, но и обнаружить те особенности в развитии, которые требуют внимания и коррекции.
Почему так важно определять готовность? Потому что:
- у неготовых к школе детей труднее и длительнее проходит процесс адаптации;
- они менее работоспособны;
- быстрее утомляются;
- имеют более длительный период формирования навыков письма и чтения;
- у них чаще проявляются трудности в процессе обучения письму, чтению и счету;
- у них гораздо чаще, как правило, проявляется комплекс трудностей в обучении, который не ликвидируется в начальной школе;
- большая часть этих детей не справляются с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе;
- именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшение здоровья в процессе обучения.
Несмотря на различие подходов, учеными признается тот факт, что эффективным школьное обучение может быть только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций ребенка и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Произвольность:
- способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и  
  установленных правил);
- способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. 
Социальное развитие:
- умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
- хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
- способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко
  экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
- стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче.
Личностное развитие, самосознание и самооценка:
- способны осознавать свое положение в системе отношений с взрослыми и сверстниками;
- не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки
   взрослых (педагога, воспитателя, родителей).
К мотивационной зрелости относится:
- интерес ребенка к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
- сформированность познавательных интересов; установление и сохранение
  положительных  взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Определять готовность к школе за неделю до первого сентября - безусловно, поздно. Уже нет времени что-то исправить, подтянуть, потренировать. Оптимальный срок - примерно за год до школы. Лучше, если определение готовности к обучению проведет специалист (это может быть врач - психоневролог, психолог). Во-первых, потому что обследование готовности, как правило, комплексное и требует разносторонней оценки ребенка; во-вторых, потому что специалист может дать все необходимые рекомендации.


      Воспитание честности и правдивости     
автор: Н.П.Максимкина воспитатель высшей квалификационной категории

Правдивость и честность – это черты нравственного, морального облика человека, которые должны воспитываться в нём с самого раннего детства.     
Честным и правдивым, так же как и лживым и нечестным, человек не рождается. Он становится тем или другим в зависимости от воспитания, от условий жизни. Нравственные черты маленького ребёнка находятся в процессе становления, поэтому в период детства очень важен для развития и формирования этих черт.

Однако неправильно было бы идти по пути создания какой-то особой, «маленькой» морали для детей в принципе отличной от морали взрослого человека.
Воспитывая честность, правдивость у ребёнка, мы должны стремиться, чтобы его честные поступки были направлены на пользу коллектива сверстников, окружающих его взрослых людей, чтобы они проявлялись в посильном труде не только для себя, но и на общую пользу, чтобы ребёнок приучался уважать труд других и общественную собственность, чтобы он не перекладывал свою вину на другого, находил в себе силу чётко сознаться в плохом поступке.

Воспитание нравственности ребёнка связано прежде всего с формированием его чувства. В зависимости от целей нравственного воспитания соответственно воспитываются его чувства и его поведение.
Если родители, педагоги отнесутся серьёзно и ответственно к воспитанию детей, они могут вовремя уловить проявления у них как положительных так и отрицательных нравственных качеств.
Многие наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста очень искренни и непосредственны в выражении своих чувств, мыслей, в своих поступках. Это создаёт благоприятную основу для воспитания у них честности и правдивости. Вместе с тем и родители и воспитатели знают немало случаев, когда дети говорят неправду, обманывают.

Причины лжи, нечестных поступков бывают различного характера. Известно, что иногда дети говорят неправду по существу, не имея намерение обмануть, солгать; ложь их была не сознательной, они не имели дурного намерения.
Иногда ребёнок искажает действительность из-за ошибочного представления о каком-то жизненном явлении, в следствии неточности воспитания; бывает и так, что дошкольник, увлекаясь, выдаёт подчас желаемое за действительное и сам начинает верить в свой замысел.

Во всех случаях намеренной лжи надо показать ребёнку его ошибки, помочь разобраться, где правда, а где вымысел, во всяком случае, не оставлять без внимания и невинную ложь.
Для успешного воспитания честности и правдивости у дошкольников необходимо единство взглядов, требования и действий между семьёй и детским садом. Честность не падает с неба, она воспитывается в семье. Но из семьи ребёнок приходит в детский сад. Воспитателю предстоит или продолжить развивать линию семейного воспитания, если она разумна, или помочь родителям встать на правильный путь.
Часто мы слышим от родителей:
-Не можем пройти мимо магазинчика. Понравится игрушка или сладкое, пристанет, требует:
- Купи да купи…
- Конечно, купишь! Не хочется лишать ребёнка удовольствия, ведь я ему мать. Да он, ещё ребёнок, что он понимает?
Однако, в дошкольном, особенно в старшем дошкольном возрасте, нередки факты действительной лжи, нечестных поступков детей, что особенно опасно.
Хочу возразить:
Нельзя же каждый раз удовлетворять любое «хочу» - «не хочу». Так можно воспитать в нём привычку не знать никаких ограничений в своих желаниях. Нужно приучать ребёнка к сдержанности, к привычке ограничивать, когда надо, свои желания и считаться с другими.
Такой ребёнок, придя в детский сад, тоже не хочет ни в чём себе отказывать, не считаться ни с кем и ни с чем.
Пример.
Играет Дима с машинкой. Захотелось и Толе с ней поиграть! Не задумываясь, он подбегает и выхватывает её у играющего. На замечание воспитателя Толя заявляет:
- Я тоже хочу эту машинку!
Увидит у кого-нибудь из детей что-либо вкусное, выпросит, выменяет на колёсико, значок или пригрозит:
- Не дашь – играть с тобой не буду!
Или сломает, например, игрушку, постройку у товарища, обольёт при умывании водой стену или детей, свою вину он легко сваливает на другого или говорит:
- Он первый!
Часто бывает дети уносят домой в карманах мелкие игрушки: кубики, мозаику… Бывает, что дети присваивают найденные ими предметы. Ребёнок может даже знать кому принадлежит найденное, но всё равно – раз нашёл, он считает это своим.
Проходить мимо подобных фактов никак нельзя ни педагогам, ни родителям. А нередко им не придают должного значения. Между тем это может привести в конце концов к тому, что ребёнок в более старшем возрасте станет присваивать найденные им чужие вещи сознательно.
Более того, бывает и так, что сами взрослые, поддаваясь соблазну, иногда присваивают найденную ими вещь, являясь тем самым отрицательным примером для ребёнка.

День за днём, на основе жизненного опыта, у ребёнка складывается привычка удовлетворять все свои желания, а те развиваются, укореняются. Для удовлетворения своих желаний он не остановится и перед тем, чтобы взять чужую вещь, так как сдержанность, умение себе отказывать, когда это надо, в нём не воспитаны.
Изменять поведение детей нам нужно сейчас. В школьном возрасте сделать это будет гораздо труднее. Пока ребёнок мал, родители для него ближе и дороже всех, он тянется к ним. Цените это. Сейчас вы сможете повлиять на него. Когда он вырастет и отдалится от вас, это сделать будет значительно труднее, ведь он не привыкнет считаться с вами, слушать вас. И неизвестно, под чьё влияние он может попасть. Вот так и бывает, что дети, как говорится, отбиваются от рук родителей, а родители, оправдываясь, говорят, что он попал под влияние плохих детей.
Огромное влияние на формирование нравственных чувств у детей, воспитания честности и правдивости имеет чтение детям детской художественной литературы.
Например, таких произведений, как «Лгун», «Косточка», «Пятачок загубил» Л. Толстого, «Огурцы» Н.Носова.
В детские годы закладываются основы морального облика человека, поэтому нельзя оставлять без внимания малейшие проявления детьми нечестности, лживости.
Родителям всегда необходимо помнить очень верные слова великого педагога К.Д. Ушинского:  «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, ложится прочно, становится второй природой человека».


    Индивидуальный подход к детям с  разными типами темперамента 
автор: Е.Г.Максимкина воспитатель второй квалификационной категории

Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Индивидуальность – это единое целое, неповторимое, уникальное, внутренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения. Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Психологическая характеристика типов темперамента
Среди индивидуальных особенностей личности, особое место принадлежит темпераменту. Образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко.
Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:
у сангвиника – распыленность интересов;
у холерика – несдержанности, резкости;
у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
у меланхолика –замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов:

Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. Педагоги должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Холерик. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. 
Флегматик. Медлительный молчун, полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.

Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе:
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям принятых правил, порядка (не убрал игрушки, разбросал карандаши, не собрал кубики и т.д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование). Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.
Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою первоначальную привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера. Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы его новые знакомства не вытесняли старые привязанности.
В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно шире использовать любимые ими подвижные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками. Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать.
Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор. Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, выпиливание, конструирование, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.
 Не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно обучать детей точным движениям – метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площадке (половице, «дорожке» из шнурков, гимнастической скамейке и т.п.), ловле мяча, полезны также все виды и способы лазания; бесцельность движений быстро утомляет холерика.
Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.
С детьми старше 5 лег можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок. При воспитании волевых черт характера у детей возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс. Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.
В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того как ребенок освоится, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками.
Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.
Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей. Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанием и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности).
Важно учитывать это в воспитательной работе.

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того, чтобы торопиться, он действует медленнее.
Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет не характерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не ста нет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с самых малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в самом начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка. Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть педагогу, особенно в процессе оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. При оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности следует опираться на такие присущие ему качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни, их адаптация к ним затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, требующие общения с детьми, со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период раскачки может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки.
Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого человека, значимого для сверстников, любимого ими.
Определение типа темперамента ребенка
Таким образом, темперамент – прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «я». Чаще встречаются смешанные типы.
Тест      
Начертите на листе бумаги горизонтальную ось и напишите у левого её конца «замкнутость», а у правого – «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, у правого – очень открытые и общительные, а центр – это статистическая норма). 

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего её конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего – «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представлениям о душевном спокойствии ребёнка (с учётом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые дети, а вверху – ребята с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте, её попадание в правый верхний сектор – меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматичном типе; а если опустилась в правом нижнем секторе - о сангвинистическом. 
Примечание:
1. Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом, с момента его 
    рождения.
2. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на существование смешанных типов.

Ознакомившись с описанием типов темперамента, и проведя тест, вы глубже разберётесь в природных качествах личности ребенка и наверняка поймёте, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа.  Вот и прощайте!        
                 

рубрика: "Инновационные технологии"

  Ознакомление дошкольников с социальным миром, через   создание студии телевидения в рамках ДОУ
автор: О.В.Григорьева воспитатель высшей квалификационной категории

Проект, реализуемый в нашей группе, и позволяющий решить в комплексе задачи воспитания и обучения называется «Телевидение». Казалось бы, зачем детскому саду собственное телевидение? Да еще и в роли ведущих на экране – малыши! Подобно взрослым они читают перед камерой новости, придумывают темы для сюжетов, разучивают тексты…     Не слишком ли рано знакомить дошкольника с одной из сложных, но и интересных профессий?

Между тем, детская журналистика имеет огромную историю. И этому есть все основания! Познание основ журналистики, особенно телевизионной, развивает целый комплекс навыков и умений ребенка. Развивается речь, малыш запоминает верное произношение слов и построение фраз, учится общаться и работать в коллективе. К тому же, работая над каждым выпуском телевизионной передачи, дошкольники познают много нового и интересного. А уж о том, что игровая журналистика в детском саду позволяет обнаружить юных талантов, будущих Соловьевых и Парфеновых, да определиться им с выбором будущей профессии, и напоминать не стоит!
Знакомство с телевидением - неотъемлемая часть сегодняшней жизни, главное средство социального развития ребёнка дошкольного возраста.
Реализация данного проекта в группе позволяет решать задачи социального развития не через традиционные беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций, а использовать телевидение, как современное средство познания окружающего и развития способностей детей.
Работа над проектом началась в средней группе. Были созданы первые репортажи, где дети пробовали себя в роли ведущих: «Открытие выставки рисунков Миши Г.», «Выставка кормушек», «Школьный музей».
Начиная со старшей группы, было проведено несколько бесед по ознакомлению с телевидением, профессиями людей, работающими на телевидении: режиссёр, костюмер, журналист, оператор и др. Дети узнали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий: наблюдательность, внимательность, хорошая память.
Беседуя о любимых детских телепередачах, ребята посмотрели сюжет и познакомились с одной из первых детских телепередач «Спокойной ночи, малыши», а также её ведущей Валентиной Леонтьевой. Дети с интересом сравнили передачу и её героев из далёких 70-х с современными выпусками.
Очень интересно прошла игра "Рекламный агенты", где творчество проявили и дети, и родители. Дети смогли в игровой форме побывать в роли рекламных агентов, сделать рекламу своей любимой детской передачи с разных телевизионных каналов: «Ребятам о зверятах» (Лиза Ш.), «Даша – путешественница» (Илья), «Давайте рисовать» (Настя Б. и Вика) и др.
Реклама детской передачи «Давайте рисовать» (канал «Теленяня») выглядела очень оригинально:
«Телевизор вы включите,
Теленяню там найдите.
Теленяня! Теленяня!
Мой любименький канал.
Я его смотрю всегда-
Много полезного узнаю там для себя.
Всем хочу я рассказать
про передачу «Давайте, рисовать!»
Ведёт передачу Фея – Фиалка,
Помогает ей Каляка – маляка.
И в гости к ним приходят ребята…
Всем хочу я подсказать:
-Не ленитесь, улыбнитесь,
Краски и альбом возьмите,
И программу посмотрите».
                    (Наталья Васильевна Бубновская)
А про передачу «Спокойной ночи, малыши» придумали загадку:
«Там зверюшки говорят, как детки,
Весело играют, кушают конфетки,
Учатся, рисуют, спорят иногда.
Мультик нам покажут –
тут и спать пора»
                    (Ирина Анатольевна Бойко)
Темы для передач мы берём из окружающей жизни. Это могут быть события, происходящие в мире и стране (олимпийские игры, 65 лет Победы), в жизни района и города (день рождение города, выставка цветов), события нашей группы (выставки, музеи, праздники, конкурсы чтецов), а также познавательные передачи для использования в организованной и совместной деятельности.
Например: в программе «Цветик – семицветик» Настя Б. рассказала о природе Севера и тайги, передачу о зимующих птицах используют педагоги в организованной деятельности, авторская передача «Животный мир Южного Урала» отражает региональный компонент.
Свои знания о профессиях людей дети проверили, участвуя в викторине. С этой целью был создан учебный фильм. Отгадывая загадки, ребята могли увидеть изображение отгадки на экране телевизора.
На следующем этапе работы детям и родителям было предложено принять участие в конкурсе «Лучшее название детского телеканала», продумать название, эмблему и содержание своей авторской передачи.  На конкурс было представлено более 15 названий. Среди них: «Радуга ТВ», «Колобок ТВ», «Любознайка», «Улыбка ребёнка», «Затейники», «Каледоскоп ремёсел» и др. Лучшим было признано название «Телелучики», так как оно отражало название нашей группы - «Солнечные лучики».
Выбор тем для авторских передач старались определить исходя из интересов детей, возраста и по возможности охватить как можно больше сторон окружающей жизни. Так появились передачи: «Служба спасения. Как не ссориться с огнём», «Пятая скорость», «Цветик – семицветик», «Белая ладья», «Планета спорта», «Животный мир Южного Урала», «Динозавры», «Что мы знаем о мыле», «Мой город, мой район, моя улица», «Мир людей», «Весёлые нотки», «День Победы».
________________________________________________
Создание детской студии телевидения в ДОУ позволяет решить многие задачи воспитания и обучения, развитие умственных и творческих способностей, а также более полно использовать взаимодействие коллектива педагогов, детей и их родителей.
________________________________________________

Несколько передач было подготовлено к 65–летию Дня Победы. В этих передачах автор (Глеб К.) рассказал о городе – герое Ленинграде, отметил роль родного города Челябинска в годы войны. Из цикла передач о космосе, дети узнали о первом космонавте, планеты солнечной системы.
Кроме авторских передач детская телестудия занимается выпуском репортажей.
Мы с удовольствием откликаемся на предложения сделать репортажи о событиях, происходящих в других группах: репортаж об открытии выставки часов, музея «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», конкурса чтецов, Дня знаний, музея «Чайные церемонии мира».
Репортаж, подготовленный детьми с выставки «Мой друг – инопланетянин», позволил дополнить, обогатить знания детей о космическом пространстве, а также использовать этот репортаж в качестве дополнительного материала при подготовке к празднованию 50 – летия полёта в космос Ю.А.Гагарина.
Создание детской студии телевидения в ДОУ позволяет решить многие задачи воспитания и обучения, развитие умственных и творческих способностей, а также более полно использовать взаимодействие коллектива педагогов, детей и их родителей.


Развитие творческих способностей детей
автор: А.Р.Мирасова воспитатель первой квалификационной категории

На сегодняшний день к нашим детям предъявляют высокие требования и в садиках, и в школах, да и сама жизнь обрушивает на подрастающее поколение массу новой информации. Поэтому творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.

Какую бы область себе не выбрал ваш ребенок, чем бы он ни занимался, творческий подход к вопросу поможет подобрать нужные решения. И вообще, развитые люди более интересны в общении и легче справляются с возникающими трудностями. Что же могут сделать любящие родители для развития своего малыша? Давайте попробуем в этом разобраться!

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе, решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.  Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости,закономерности и т.д., все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Значит, все должны стать творцами? Да! Но откуда же взять столько талантливых и способных? Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития.
_________________________________________________
В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина - от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности.
_________________________________________________ 
Значит, первые годы жизни – самые ценные для его будущего. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от того, что они предпримут для развития ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают.

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда будет читать и считать. Зачем торопиться? Придет время – и научится. В действительности это далеко не так.
В жизни мы видим совсем иное: сколько слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо!

Помните, что возможность развиваться не остается неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.
Итак, первое условие успешного развития способностей - раннее начало.
Условия для того, чтобы это произошло, нужно обеспечивать заранее, они должны опережать развитие речи, стимулировать его и быть уже готовы к моменту созревания, т.е. необходимо насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что соответствует моменту наиболее эффективного развития.
Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей. Третье чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвертое важное условие - ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д.
Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее - пятое - немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

Самое сложное, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма "помощи" детям, но она только вредит делу!
_________________________________________________
Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные".
_________________________________________________
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И одним из эффективных средств для этого является игра.
А как же самый благоприятный для развития возраст? Что предложить ребенку в год, два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем от "конструктора", и чтобы игра увлекала малыша, давала ему здоровую и интересную пищу для ума, и при этом достаточно сложную. Причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие. И не день, не неделю, не месяц, а год, два, три вела бы его за собой.
Почему часто мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он не играет с ними? Причин, конечно, много, но чаще всего, главная в том, что игрушки уже себя "исчерпали". Исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намного лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше "служат" детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но развивающие возможности этих игрушек ограниченны: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае, удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит.
Как же быть?
Нужны игры нового типа, игры, моделирующие творческий процесс и, как бы, создающие свой микроклимат, где есть возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Для этих игр характерны следующие особенности: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из "конструктора" и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т.п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. 
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей "конструктора" - видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3-летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего исполнительские черты у ребёнка. 
Возьмем, например, игру "Сложи узор" (Прим.: в нашем детском саду на основе этой игры разработаны занятия, проводится кружковая работа).
Первые узоры этой игры могут быть для ребенка легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности "на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того, что "трудно, а получилось!".
Но вот какой-то узор ребенок не смог сложить, например, такой, где нужны кубики с двухцветными гранями.  Ребенок крутит кубики и так и сяк, а узор не получается! Значит, он добрался до "потолка" своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка, и для старшего: подсказывать - ни словом, ни жестом - нельзя! Можно только утешить огорченного малыша и обязательно обнадежить его: "Еще раз-другой попробуешь - получится!".

И когда завтра или через несколько дней, даже недель ребенок, наконец, преодолевает и следующую ступеньку - он воспримет это как большое достижение, у него возникнет желание двигаться все дальше и дальше. И это действительно достижение - ребенок самостоятельно решил ту задачу, которая еще вчера ему не поддавалась. Ему никто не подсказывал, не показывал, он додумался сам. Это целое открытие! А оно влечет за собой сдвиг в пространственном воображении, в умении комбинировать. Сделан пусть крохотный, но шаг в развитии творческих способностей!
В развивающих играх заключена главная особенность, благодаря которой удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям.
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по-своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Обратите внимание на только что перечисленные пять пунктов. Они соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей!
Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.
При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.
Уважаемые родители, все в ваших руках!
Успехов вам!







       Развивающие игры в ДОУ и дома       
автор: В.А.Пашкова воспитатель первой квалификационной категории

В настоящее время, в связи с совершенствованием воспитания  и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств обучения при чём таких, которые способствовали бы выявлению потенциальных возможностей каждого ребёнка. Дети среднего, старшего дошкольного возраста от природы любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира.
Но есть дети, на лицах которых можно прочесть равнодушие, разочарование. Чем же это можно объяснить?
Возможно слишком рано отрываем детей от их любимого занятия, от игры, а детям очень нравится играть, особенно когда с ними играет взрослый.
Конечно же не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает.

Развивающие игры, которые мы используем на занятиях, в совместной деятельности, а потом дети играют самостоятельно, направлены на развитие внимания, памяти, способствуют формированию элементов логического мышления, умения проявлять догадку.
Незаметно для себя, в процессе игры дети считают, складывают, решают разного рода логические задачи.
Играя в развивающие игры, дети быстро усваивают, что без внимательного рассматривания, практического апробирования невозможно решить занимательную задачу. В связи с этим у них появляется желание напряжённо думать, искать решение. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе поддержать интерес детей. Развивающие игры и занимательные задачи, которые мы используем в работе, наиболее простые и доступные детям.
По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие виды:
Игры с палочками  (задачи – головоломки).
Цель которых – составить фигуры из указанного количества палочек: 3 разных квадрата из 10 палочек; 4 равных треугольника из 9 палочек; квадрат и 2 разных четырёхугольника (прямоугольника) из 10 палочек и др.
В других аналогичных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путём перекладывания или уменьшения количества палочек, её составляющих.
Например: В фигуре квадрат состоящий из равных 4 квадратов, каждая сторона равна 1 палочке, необходимо убрать 2 палочки так, чтобы получился большой и маленький квадраты.
________________________________________________________
Занимательные вопросы, задачи-шутки: Они способствуют развитию логического мышления, сообразительности, являются приёмом активизации умственной деятельности.
________________________________________________________

Например: Расставить в комнате 2 стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу.
Игры на составление плоских или объёмных объектов«Головоломка Пифагора», «Танграм», Кубики для всех», «Уголки», «Силуэт – 2». Эти игры способствуют развитию образного и логического мышления пространственных представлений.
Например: В игре «Танграм» дети, из геометрических фигур составляют силуэты животных.
Очень разнообразны логические задачи: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжение ряда, поиск признаков отличия, к более сложным – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков одной группы фигур от другой.
Игры: «Каких фигур недостаёт?», «Как разложены фигуры?», «Сравни и запомни», «Где какие фигуры лежат».
Предлагая детям поиграть в развивающие игры, мы стараемся сделать так, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения. Дети нуждаются во внимании и помощи взрослых независимо от того, посещают они детский сад или нет. 
Мы надеемся, что, несмотря на свою занятость, родители найдут необходимое время, чтобы поиграть с детьми в развивающие игры.